Каждый, наверное, хоть раз в своей жизни бывал в православном храме. Православные храмы отличаются друг от друга размерами, архитектурой, материалами постройки, но при этом все они одинаково устроены внутри.

Храм – это метафорический образ Ноева ковчега, который был построен для спасения человечества от страшной погибели. Со времен зарождения христианства церкви возводятся для мирян, чтобы те могли спасти свои души от греха. Практически каждый день в храмах проводятся великие Таинства, богослужения или праздничные службы, и любой крещеный человек может принять участие в священнодействии.

По традиции храмовые здания строятся главными воротами на запад, а алтарем – на восток. Такое расположение символизирует божественный путь от тьмы к свету, по которому Бог ведет каждого верующего в Него. Кроме того, вновь возведенный собор освящается и нарекается по имени какого-нибудь святого или в честь православного празднества (Покровский, Исаакиевский, Владимирский и др.).

Купол храма

Обязательным архитектурным элементом всех православных церквей является купол, венчающийся крестом. Количество голов при этом всегда нечетное и может достигать тринадцати единиц:

одна – означает единство Господа;

три – являются знаком Святой Троицы;

пять – знаменуют Спасителя и четырех апостолов, написавших Евангелие;

семь – по числу главных церковных Таинств;

тринадцать – символизируют Иисуса Христа и Его двенадцать учеников.

Церковные колокола

Устройство любого православного храма не обходится без колоколов. Именно они оповещают мирян о самых важных событиях церковной жизни. Звонница, как правило, возводится над главным входом или рядом с храмовым зданием.

Вход в храм Первое, с чем мы сталкиваемся – это вход в храм. Как правило, каждый храм имеет три входа, такое устройство сохранилось с прошлых времен, когда входы разделяли на мужские и женские.

Крыльцо храма называют паперть, над дверями всегда висит икона, которая изображает святого или значимое событие, которому посвящена постройка самого храма.

ОПИСАНИЕ ВНУТРЕННЕГО СТРОЕНИЯ ХРАМА План современного православного храма основан на ветхозаветных канонах храмовой архитектуры. Сегодняшняя церковь имеет вид древней скинии и точно так же поделена на три основные составляющие: притвор, среднюю часть, алтарь.

Притвор Располагается на западе и представляет собой преддверие средней части храма. Раньше здесь стояли оглашенные, так как до принятия крещения внутрь церкви им входить не позволялось. Позднее притвор стали использовать для некоторых божественных служб.

Основная, или средняя часть Это внутреннее помещение храма, где находятся все прихожане и проводятся основные священнодействия. Оно поделено на несколько зон, каждая из которых имеет свое значение.

В средней части храма, по центру на аналое (столик со скошенной крышкой) находится икона дня, это может быть образ святого, день памяти которого отмечается в этот день, или икона праздника. Зайдя в храм, прихожане обычно первым делом идут приложиться к этой иконе, поставить около нее свечку.

Солея

Представляет собой низенькую ступеньку перед иконостасом, на которой во время службы стоит батюшка. Солея предназначена для того, чтобы участников богослужений было хорошо видно даже с дальнего конца храма. Особо значимой она была в древние времена, когда церкви плохо освещались и были слишком тесными, чтобы прихожане могли узреть священников, читающих молитвы.

Амвон

Являет собой продолжение солеи и имеет округлую, слегка вытянутую форму. Располагается амвон перед Царскими Вратами, прямо по центру иконостаса. На этом возвышении батюшка произносит проповеди, оглашает прошения, читает Святое Писание. По бокам амвона устроены небольшие ступеньки, по которым можно подняться к иконостасу.

Клирос

Здесь во время богослужений располагается церковный хор вместе с чтецами. Если храм большой, клиросов может быть несколько. Они, как правило, строятся там, где заканчивается солея, по обеим сторонам от входа в алтарь. Для каждого хора предназначен свой клирос, однако при повседневной службе певчие поют с одного места.

Иконостас

Это второй по важности элемент внутреннего убранства православного храма после алтаря. Он призван представить церковь как место сбора всех святых, возглавляемых Создателем. Сооружение представляет собой большую стену со святыми ликами, расположенными в строго определенном порядке:

· на Царских Вратах изображается Благовещение Царицы Небесной вместе с иконами четырех апостолов, написавших Евангелие;

· справа висит образ Спасителя;

· за ним располагается икона, по имени которой освящен собор;

· слева от Царских Врат располагают лик Пресвятой Девы Марии и самого почитаемого святого угодника;

· на дополнительном входе в алтарь пишутся Архангелы;

· над Благовещением изображается Тайная Вечеря, рядом с которой находятся образы двунадесятых празднеств;

· над иконостасом располагается распятие;

· рядом пишется лик Царицы Небесной и Иоанна Богослова.

Иконостас может состоять из неограниченного количества рядов, где вешают иконы Богоматери, разных святых или сцен из Святого Писания.

Освещение в храме

Кроме того, на солее же можно увидеть различные светильники – подсвечники, паникадила, подвешенные к потолку. Перед иконами вешают маленькие масляные светильники – лампады. Малейшее движение воздуха и пламя свечей в светильниках начинает играть на блестящих деталях иконостаса, что создает необычайную волшебную атмосферу в храме.

Назначение свечей, которые ставятся перед иконами святых – это выражение пламенной любви к Богу и тому святому, к которому верующий обращается с просьбой.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *