Во времена правления Бориса Годунова с размахом осуществлялось церковное и городское строительство. При нем были основаны Воронеж, Самара, Саратов, Белгород, а в 1604-м году государь издает указ о создании Томска.
В благословение молодому городу царь присылает образ Пресвятой Троицы и повелевает воздвигнуть Троицкий храм, который был построен в районе современной улицы Бакунина. Сегодня там находятся Музей истории и Камень основания Томска.
С этого времени вокруг Троицкого храма начинает созидаться церковная и общественная жизнь на Томской земле и непрестанно возвещается непреходящая евангельская истина.
Со временем в нашем городе постепенно возводятся и другие храмы. К концу ХVII века их насчитывалось уже восемь, в первой трети XIX века томичи посещали уже 181 храм, а в 1917 году в Томске их было уже более 1600.
И в каждом из этих храмов было множество икон, перед которыми молились наши предки, испрашивали себе благословение перед жизненно важными делами, в том числе и перед школьными экзаменами.
Есть среди томских икон 4 особо почитаемых, чудотворных. Это образы Спаса Нерукотворного из села Спасского, Богородской иконы Божией Матери из села Богородского, Введения Пресвятой Богородицы во храм из села Ярского и свт. Николая Чудотворца из села Семилужного.
Каждую из этих чудотворных икон ежегодно приносили крестным ходом в Томск, где все они встречались. Это происходило в мае, а в остальное время крестьяне ближних и дальних деревень по мере нужды носили почитаемые образы в свои церкви, предварительно испрашивая разрешение Томского епископа и консистории.
В годы богоборчества три из этих великих святынь были утеряны. Сохранилась только Богородская икона Божией Матери. Увидеть изображения утерянных икон мы можем, благодаря литографиям томского художника Павла Михайловича Кошарова, обнаруженным в отделе редких книг Научной библиотеки Томского университета.
БОГОРОДСКАЯ ИКОНА БОЖИЕЙ МАТЕРИ ИЗ СЕЛА БОГОРОДСКОГО
Богородская икона «Смоленская–Одигитрия» – единственная из четырёх томских чудотворных икон, сохранившаяся до наших дней. Милостью Божией в 2009 году, в год 175-летия Томской епархии, Богородская икона была вторично обретена и, по словам митрополита Томского и Асиновского Ростислава, «подобно солнцу всесветлому вновь озарила благодатью наш сибирский край».
Также, как и три других чудотворных томских иконы, дивным образом впервые был явлен этот образ на нашей Томской земле. Об этом повествует древний литературный источник – «Сказание об образе Пресвятыя Богородицы и Приснодевы Марии…»
Однажды местные жители, проживающие на правом берегу Оби недалеко от Томска, услышали в районе противоположного берега колокольный звон, который стал постоянно повторяться. Изумлённые, они рассказали об этом удивительном явлении томичам. После чего трое боголюбивых мужчин купили эти избранные Богом земли и поселились там. Колокольный звон стал всё чаще и чаще слышаться в этих краях, и они решили воздвигнуть часовню и написать для неё икону Пресвятой Богородицы «Одигитрия». Не найдя в Томске хорошего иконописца, боголюбцы обратились в Тобольск, где она и была написана в 1702 году священником Василием.
Много чудес было явлено от этого святого образа. Раз в год эта великая святыня, подобно трем другим, с крестным ходом приносилась в Томск, где перед ней возносились усердные молитвы, и многие томичи получали благодатную помощь и исцеления. После закрытия церкви в 1937 году чудотворная икона была сокрыта верующими и только через несколько десятилетий обнаружена в Троицкой церкви г. Томска, куда её передали благочестивые христиане.
С 2009 года, со времени второго обретения Богородской иконы, 10 августа, в день празднования Смоленской иконы Божией Матери, в храмах Томска и села Мельниково совершаются торжественные богослужения, а в Шегарском районе проходит крестный ход. Сейчас чудотворный Образ находится здесь, в музее Томской духовной семинарии. Посетив экскурсию, можно приложиться к этому древнему чудотворному образу и попросить Пресвятую Богородицу о самом сокровенном.
Сохранились многочисленные свидетельства чудесной помощи по молитвам перед томскими чудотворными иконами. Это и исцеление от оспы, чумы, холеры, слепоты и от других тяжких недугов, и избавление от пожаров, и укрощение бури и еще великое-великое множество чудес. Но, главное, видя все эти чудеса, становясь их участниками и свидетелями, наши предки укреплялись в вере и с Божией помощью продолжали идти по пути спасения.